QUOTE(Dasha-2 @ May 31 2010, 02:11 PM)
Остановлюсь на том, что вызвало мой смех:
Да уж. Закон гравитации - это тоже Дух. Потряяяясно. Законы, по которому волк ест в лезу зайца - это Дух леса. Законы, по которым размножаются рыбы - это Дух речки, Дух озера и отдельный Дух - Дух размножения морских рыб. Приз в студию!
Ладно, это нормально... читаем дальше:
Вот. Теперь Дух движения. Да, вероятно некоторые законы механики в школе мы изучаем ТОЛКНУВ ТЕЛЕЖКУ, т.е. проявив свою сознательную ВОЛЮ. А растения растут (ввысь ДВИГАЮТСЯ в пространстве) - потому что реализуют право и ВОЛЮ создателя. Электроны вращаются, т.к. на это ВОЛЯ ДУХА... Ничего не имею против того, чтобы назвать законы физического, МАТЕРИАЛЬНОГО мира - ДУХАМИ или ДУХОМ, можно назвать и Ваней. Тогда и любое познание - есть естественно-научное. Я не спорю. Законы природы неисповедимы...

Декарт ввел понятие дух только в науки о душе. Для Декарта во всей Вселенной существовало только одно тело, связанное с духом, именно человеческое тело. Религия имела более широкие представления о духе, но нуждалась в конкретизации понятия дух только в сфере психического - остальное было отдано наукам, где не принято употреблять слово дух, но понятие «движущее начало» используется. Перейдя обратно, от «движущего начала» к духу мы можем сказать, что:
- дух материи, движущие силы природы (исследуется физикой)
- дух живой материи (исследуется биологическими науками). Движущей силой были объявлены электричество и силы химического взаимодействия субстратов живых организмов. Но, в основном, биология пока занимается структурой и составом живых организмов.
- дух разумных существ (предмет наук о человеке, литературы, искусства, религии)
- дух коллективов, народов, цивилизаций, человечества (изучается общественными науками и философией) (Гегелем разработана феноменология духа – бытие как самопознающий дух.)
Физика достигла известных успехов в объяснении свойств материального мира. Но в понимании «движущего начала» различных процессов пока продвинулась недалеко. Слово дух было заменено такими понятиями как сила, гравитация, поле, энергия. Физика видела свою задачу в сведении явлений природы сначала к элементарному набору сил, потом полей и энергетических потенциалов.
Неспособность науки понять природу сил заметили давно. Ньютон настойчиво пытался дать объяснение явлению гравитации, но под конец изрек свое знаменитое: «Я не измышляю гипотез». Осталось только математическое описание законов.
Аналитические привычки обычного опыта делят феноменологию на две области: статичный феномен (вещь) и динамичный феномен (движение).
Математика для описания абстрагировала вещественную часть до точки (положения в пространстве), а движение (дух) до вектора скорости.
Так привычное и конкретное описание заменяется математическим и абстрактным, в этом описании теряется ощущение вещественности и духовности бытия.
В микромире не предпологается наличия материи (вещи) в состоянии покоя, так как она существует там только в виде энергии и только через излучение посылает сведения о себе.
С электромагнетизмом повторилась та же история, что и с гравитацией. Максвелл настойчиво пытался дать механистическое объяснение распространению электромагнитных волн, но тщетно.
Общая теория относительности ввела вместо силы геодезические линии в пространстве времени. Все было опять сведено к чисто математическим законам.
Следующая область со своими «движущими началами» - это живые организмы.
Аристотель говорил, что живому присуща особая жизненная сила – энтелехия, осуществленность, реализация организмом самого себя. Энтелехия соответствует целевой причине. Достижение энтелехии - это обретение своей формы, своего предела и цели.
Позднее креационисты, сторонники теории сотворения мира, говорили о витализме - особой жизненной энергии.
В различные исторические периоды развития биологических наук ученые стремились отказаться, отойти от понятия энтелехии, стремились все свести к законам материи. В обиход вошли понятия, заимствованные из физики: электрические импульсы, энергия, поля. Хотя физика не дает четкого понимания сути энергии и поля.
В биологической науке появляется идея развития, идея восходящей последовательности форм реальности.
Ученые стремились вывести свойства живых объектов из свойств материи. Философы пробовали действовать наоборот… Поэтому произошло распространение идеи развития и на свойства материи. (Диалектика Энгельса)
Все естествознание проникнуто идеей эволюции – постепенного усовершенствования, но в случае перехода от материи к жизни надо говорить о скачке, точке бифуркации, революции. Возникновение жизни в естествознании - это такая же точка отсчета, как момент "Большого взрыва" в космологии.
Эволюционная теория Ч.Дарвина - это попытка понять движущие силы (дух), управляющие жизнью. Раскрытые им силы (приспособление к условиям обитания, конкуренция, приводящая к отбору лучше приспособленных видов) можно назвать необходимыми, но остается вопрос – являются ли они достаточными? Нет ли еще каких-нибудь сил, влияющих на развитие жизни?
Есть предположение о том, что эволюция протекает чрезмерно быстро, что случайные мутации не в состоянии обеспечить такую скорость изменения, и, следовательно, существуют еще непознанные наукой факторы.
Следующий скачок понятие дух претерпевает у живых существ, наделенных разумом – homo sapiens.
Разрабатываются такие понятия как память, мышление, сознание. Усовершенствуются идеи развития, прогресса.
Движущими силами объявляются дух, воля. Возникают представления о духовности.
Появляется новый фактор – информация, которая может выступать как движущая сила.
Психология накапливает факты необычного развития человека, его экстремальных возможностей: ясновидения, заглядывания в будущее, телепатии, целительства и т.д.
И, наконец, общественные движущие силы - новый скачок развития духовных сил.
Как изучать движущие силы? Заимствовать понятия из физики, например? Такой подход кажется наиболее простым, но он может привести к утрированию представлений, а эти представления сами, в свою очередь, становятся движущей силой. В данном случае, движущей в сторону регресса, упрощения. Проявляется свойство, замеченное в квантовой физике, когда наблюдаемый эффект зависит от наблюдателя.
Марксизм движущей силой развития общества объявил развитие производственных отношений, конкурентную борьбу производителей подобную межвидовой борьбе в животном мире. Но производственные отношения представляют собой лишь часть невообразимо сложной жизни человечества.
Усложнение (развитие) происходит во всех сферах - что говорит о развитии мозга, интеллекта. Требования системности, целесообразности, упорядоченности, защищенности - естественные и неизбежные требования разума.
Есть попытки введения новых понятий в объяснение движущих сил этносов. Такой попыткой является пассионарность, введенная Л.Н. Гумилевым. Пассионарность это биологический базис духовности, он нуждается в надстройке - разуме, направлении сил к высоким целям.
Социальная психология пытается изучать такое явление как альтруизм. Его тоже можно рассматривать как разновидность духовности.
Слово дух слишком широко для науки, которая конкретизирует, расчленяет каждое явление. Конечно, для мистических взглядов характерно ощущение духа, как чего-то живого, а в науке дух застывает, скованный законом.
Дух может служить некоторой обобщающей категорией движущего начала и в этом роде он может быть очень полезен для философских обобщений.
Есть ли смысл во введении в естественные науки понятия дух? Это подчеркнет непознаваемый характер основ не только наук о человеке, но и наук о природе. Это может очертить границы познанного.