QUOTE(Ворчун @ Nov 17 2006, 01:21 AM)
Хорошо Вий, подойдем с другой стороны. Есть добро и есть зло. Но разве мы подразумеваем существование самих этих полюсов? Насколько я понимаю, абсолютизм добра и зла возможен только с нашего согласия,
Нет, Ворчун, добро и зло существуют объективно. Нынешнее секуляризированное сознание, их релятивировало и сделало субъективныи достоянием людей. Но это не так. Добро и зло суть объективно существующее. И это не "полюса" и не "стихии". В образы из физики и географии, их втискивать совсем неуместно. Добро и зло - это не какие-то абстракции, или бело-чёрные туманности - это с у щ е с т в а. Существа, имеющие имена. Имена их суть Бог и Диавол; хотите смейтесь, хотите
так сидите. О Боге сказано в Писании: "
Он есть Любовь." (1-е послание Иоанна 4;8) Там же говорится: "
Любовь от Бога" (ст.7) А Любовь - это и есть добро; Бог есть объективно существующая Любовь, и источник всякой любви в другом. А о Диаволе сказано, что он: "...
Лжец и отец лжи." (Евангелие от Иоанна 8;44) А лож - это не просто наше враньё о том-то и о том-то, лож - это искажение действительности; а если действительность по природе добра (раз сотворена Богом), то лож Диавола суть наделение действительности злом. Поэтому о нём и говорится, что он: "
древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную" (Откровение Иоанна 12;9) И это не какая-то "мифология" - это реальность.
А когда человек делает добро, то - как вы совершенно правильно сказали - это не всегда добро. Поэтому Церковь и учит, что добро только тогда добро, когда совершается
Христа ради. То есть когда оно оценивается и понимается как добро, исходя из заповеди, и ради заповеди.
А о мире - бытие, это не "полюс", не мыслительная категория. Бытие - это Великая Реальность. А небытие - это то, чего нет. И в этом смысле добро - это то, что есть, а зло - это то, чего нет. Зло не обладает сущностью, оно суть отсутствие добра. Это как тень, преграждающая свет - тени нет, есть отсутствие света. Диавол есть зло не по сущности, а по становлению. Но он реальный источник зла. И в этом смысле зло, и есть небытие. Кто делает зло - погружается в небытие. И в мире переплетено бытие с небытием, правда с ложью, пребывающее и покоющееся, с изменяющимся и ломающимся.
Но только когда говорится, что Бог вызвал мир из небытия к бытию, то не имеется ввиду, что Бог сотворил мир из зла. Термин "небытие" употребляется в разных смыслах, в том числе и в смысле сугубо онтологическом, то есть в смысле несуществования чего-либо.
Ну и конечно, если считать, что Бога нет, то добро и зло превращаются лишь в человеческие оценки - то есть вообще исчезают как таковые. Поэтому Достоевский и говорил, что если Бога нет, то всё позволено. Если Бога нет, то и вообще произносить такие слова, как "добро" и "зло" некорректно. Тогда можно говорить лишь о "пользе". Так что, для того, чтобы увидеть, есть ли добро,или зло - нужно увидеть, есть ли Бог и Диавол.
То же и о Бытии. Если Бога нет, то Бытие - лишь мыслительная категория, поскольку в опыте не дано никакого Бытия, но лишь явления. Ну и разумеется, небытия тоже в опыте не дано. Поэтому, для атеиста, разговоры о быти-небытии, о добре и зле - попросту болтовня.
Так вот, Ворчун. И делайте с этим, что хотите.