QUOTE(Людмила @ Jun 24 2010, 10:30 PM)
Обращаясь к пониманию явления, обращайте внимание на категории описания этого явления или на собственно само слово его представляющее в нашем сознании:
непроизносимое Имя... Понимайте просто, без усложнений -
слово, которое не произносится. И не потому, что его, этого слова, не существует, тогда бы это было бы просто ничего не значащая пустота, а именно существующее, само себя значащее слово, с которым нужно поступать совершенно особым способом -
замалчивать, в отличие от всех остальных слов, которые предназначены к оглашению. Христос
молчал об этом Имени перед Пилатом, когда тот пытался получить ответ на свой вопрос об истине. Почему я назвала это Имя страшным, потому что, будучи произнесенным, оно превращается в число имени зверя и есть только один способ и одно различие между этими именами (Бога и зверя) способ их явленности миру: умолчание или оглашение... Другими словами: Бог молчит об
этом, зверь
говорит об этом...
Это просто классика психолингвистики, ну и... и психологии. Почему нельзя произносить имя Бога всуе? Почему истинная вера
молчалива?
Понимание у Хайдеггера связано с речью и выражается в речи. Отличие ВНУТРЕННЕЙ речи от ВНЕШНЕЙ, ВЕРБАЛЬНОЙ состоит как раз в том, что внутренняя речь (и даже ее проявление в танце, музыке и т.д.) – это ПЕРЕЖИВАНИЕ, в то время как вербальная речь оформляется в ПОНЯТИЯХ, которыми можно оперировать в ходе логического рассуждения, мышления, как бы ОТСТРАНЕННО от своих желаний, устремлений, страстей, потребностей... Следующим этапом после житейских понятий является оперирование научными терминами, научными понятиями и далее категориями (здесь критерием выступает степень абстрагированности, близости-дальности к субъективности человека). Об этом хорошо писал Выготский в работе «Мышление и речь». …Л.С. Выготский, исследуя развитие понятий в детском возрасте, разделяет житейские (спонтанные) и научные понятия. Для первых характерно называние предмета, явления, но не осознание их понятийного значения, в то время как научные термины включены в целостную систему знания - систематичны и логически связаны с другими научными понятиями, терминами. Для житейских понятий характерна тесная связь с
эмпирической реальностью, в то время как научное понятие – есть отвлеченное, и оперировать им в неконкретной ситуации как с чистым значением для ребенка (или неспециалиста) оказывается непосильным [ , c. 243-244]…
Вместе с тем, понимание научных терминов, чужих понятий и смыслов НАОБОРОТ сводится к их «нисхождению» (детализации) до уровня эмпирической реальности, до уровня переживания. Социологи здесь говорят о СОЦИАЛИЗАЦИИ, КУЛЬТУРАЦИИ, интериоризации ценностей культуры конкретным человеком. К чему я это веду? Как видим, есть [/B]ДВА ПУТИ в использовании речи[/B] – два идеальных(методологически!) типа: выстраивание СОБСТВЕННОЙ речи (здесь совершенно допустимо использовать обычные слова, но с учетом их индивидуальной семантики – Зайка моя, Чученька, Мусенька, Киса и т.п.) – из экзистенциального переживания, из эмпирики, т.е. ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ и использование ЧУЖОЙ речи (чужих понятий, чужих смыслов – «Дарагая, ты сегодня очень красива, тебе идут эти серьги…» и далее, если это не искренне, начинаются ШТАМПЫ). Вернемся к Хайдеггеру. Как видно из его схемы: настроение-противонастроение-понимание, он придерживается первого пути – выстраивание собственной речи, основанной на искреннем отношении. Он критикует ЧУЖОЕ (das-Man): надо ИМЕТЬ СВОИ ценности, СВОЙ смысл жизни, СВОЕ представление, СВОЕ мнение, которое вырабатывается ИЗНУТРИ ЧЕЛОВЕКА из его экзистенции - т.е. по-сути, это призыв к выработке СВОЕЙ ЖИЗНИ, СВОИХ житейских понятий, в противоположность ПРИНЯТИЯ ЧУЖИХ, внешних для конкретного человека понятий, значений, смыслов. В этом ключе интересно наблюдать за речью религиозных людей. Второй тип (использование чужой речи) реализуется в постоянном цитировании религиозных текстов. «Высший пилотаж» демонстрируют те, кто цитирует к МЕСТУ, т.е. адекватно смыслу ситуации. Не имея внутреннего СОБСТВЕННОГО экзистенциального переживания религиозной веры, они постоянно читают, обсуждают какие-то отрывки из учения и т.д., пытаясь ВДОЛБИТЬ в себя эту религиозность, понять, как ее ПРИМЕНИТЬ в своей повседневной жизни. Можно ли назвать это ВЕРОЙ? НЕТ!!! Люди, вера которых идет изнутри их жизни, изнутри их существования, у которых вера в Бога составляет их сущность… у меня здесь просто нет слов. Им можно молчать, они «светятся» ей изнутри, как иконы, лики святых и т.п. Вера здесь не опосредуется словом, понятием, ей не надо «проникать» в человека через его мозг, где требуются логика и доказательства. Она (вера) как-бы проникает сразу в его душу. Здесь не надо «подумать на досуге» или «я подумала, и вот что пришло мне в голову…»… Надо чтобы зерны веры в Бога ВЫРАСЛИ САМИ. А слово, как зерно… Надо словами пользоваться ЛИТЕРАТУРНО и исключительно для передачи религиозного ПЕРЕЖИВАНИЯ, настроения, чувств – и надо признать, минуя мозг, настроения очень гармонично . В этом отношении я весьма СКЕПТИЧНО смотрю на потуги соединить религию и науку.
Переживание (а вера – это безусловно ПЕРЕЖИВАНИЕ, в отличие от знания) – есть ПОСТОЯННЫЙ процесс актуализации чего-либо в сознании человека (сознания в широком смысле слова, психология, например, предлагает структуру СОЗНАНИЯ, в которую включено и предсознание, т.е. ЕЩЕ не осознанное и даже подсознание - вытесненное из сознания или также неосознанное, данное в страстях, устремлениях, настроениях, неком мощном потоке внутреннего «бурления», формирующего мотивацию). Хайдегговская схема познания: переживание (т.е. нахождение в определенном настроении) – противонастроение – понимание.. весьма созвучна с такой схемой: тезис-антитезис-синтез. Мы переживаем потерю близкого человека. Долго переживаем. Значит ли это что мы не понимаем, что его потеряли? По-сути – ДА! В религиозной (или мистической) трактовке совет скорбящему выглядит следующим образом: отпустите его, не держите….
в своем сознанииОбратимся теперь к Фрейду и психоанализу: «
НАЗОВИТЕ свою проблему... Вы хотите ПОГОВОРИТЬ об этом?»… Что происходит? Вы формулируете переживание в понятиях – это уже большой шаг к выздоровлению. Далее начинаем оперировать уже не переживаниями, а понятиями, устанавливая причины и набрасываем макет ситуаций. Смотрим СО СТОРОНЫ, находим выход, следуем выбранному решению, контролируем свои переживания… - все, пациент здоров.
Называя Бога, мы переводим его (веру) из подсознательного, из неосознаваемого в сознание, отстраняясь от него через понятия. Так вера теряет свою непосредственную связь с душой (сознанием), теряет свою СИЛУ.
И поскольку эти два пути (собственная и несобственная речь) – есть идеальные модели, т.е. редко встречающиеся в жизни в чистом виде, рассуждения Людмилы о Боге – это и попытка «вдолбить» религиозные переживания себе же, т.е. укрепиться САМОЙ в своей вере, но уже логически (побеждая/пытаясь побеждать в философских спорах), но и в Больше мере – попытка религиозного мировосприятия, религиозного переживания БЫТЬ ОСОЗНАННЫМ.